Часть 4. Расширение сети филиалов. Знакомство с китайскими производителями

В трёх первых частях этой серии статей рассказывалось о начале предпринимательской деятельности российского инженера-изобретателя Павла Эдуардовича Мельникова. Начав свой бизнес с ремонтно-строительных работ по заказам городской Администрации Санкт-Петербурга, Павел начал создавать фирму, занимающуюся поставками в Россию изделий инженерной сантехники , что в итоге привело к созданию собственной торговой марки VALTEC.


Планы и реальность


Рис. 1. Вырезка из газеты «Деловой
Петербург» от 20 января 2006 года

Растущий спрос на продукцию торговой марки VALTEC требовал постоянного расширения сети филиалов, торговых, складских и офисных площадей. Поэтому в 2003 году Павел открыл филиалы в Самаре, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге, вышел на рынок Казахстана и Беларуси, а также приобрел участок на улице Мельничной в Санкт-Петербурге под строительство административно-складского комплекса и участок площадью 5 га под строительство складского терминала в Моcкве, недалеко от аэропорта Домодедово. В финансирование строительства терминалов дали согласие вложиться и ряд итальянских компаний, с которыми на то время активно сотрудничали фирмы Павла Мельникова – это фирмы Enolgas, RBM, Nova Florida.

К тому времени, когда проект Санкт-Петербургского комплекса был готов и прошёл все необходимые согласования, ситуация с реализацией изделий товарной марки VALTEC несколько изменилась. Бурно развивающиеся московские филиалы компаний Павла Мельникова по продажам на порядок превзошли объемы реализаций питерского отделения. В связи с этим Павел Эдуардович принял решение о продаже участка и проектной документации на Мельничной улице в Санкт-Петербурге (сейчас там расположены корпуса строительной компании «Каскад»), и все планируемые инвестиции сосредоточить на строительстве именно московского офисно-складского терминала, которое началось в 2005 году. В 2006 году комплекс был введён в эксплуатацию как БИС-1 («База инженерной сантехники №1»). Туда же был перебазирован головной офис фирмы. Как показало будущее, это было стратегически правильное и своевременное решение.

Похожая ситуация сложилась и с приобретённым Павлом Мельниковым участком в промзоне под Тулой. На этом участке, оснащённом подъездными железнодорожными путями, Павел планировал построить несколько цехов: по производству алюминиевых радиаторов, изделий из горячепрессованной латуни, теплоизоляции из вспененного полиэтилена и мембранных баков. Однако, уже на момент разработки предпроектной документации и технико-экономического обоснования, ситуация на российском рынке инженерной сантехники кардинальным образом поменялась, что делало планируемую продукцию неконкурентоспособной ,т.к. государственного ориентирования на приоритетность отечественного производства в то время не было. Таким образом, и этот проект, к сожалению, канул в Лету.


Рис. 2. Погрузочные терминалы БИС-1 в Щербинке (Москова)

Путь к успеху не бывает простым, и не все принимаемые решения себя оправдали. Так, в 2004 году в здании на ул. Профессора Качалова в Санкт-Петербурге было запущено производство металлополимерных труб торговой марки VALTEC, для чего Павел Мельников закупил в Италии экструзионную линию. Несколько лет линия успешно эксплуатировалась. На её работу приезжали смотреть и представители городских властей, и специалисты московского НИИ Сантехники. Однако выпускаемая продукция оказалась нерентабельной из-за значительного количества брака. Сказались проектные ошибки в выборе места для размещения линии: она была установлена на пятом этаже промышленного многоэтажного здания в непосредственной близости от оживлённой железнодорожной магистрали. Колебания здания, вызванные прохождением тяжёлых составов, вызывали отклонение тщательно выверенной оси трубы, что в свою очередь приводило к неравномерности толщины её стенок. В связи с этим, через пару лет линия была демонтирована, а помещение было отдано под нужды расширяемой испытательной лаборатории.


Рис. 3. Павел Эдуардович Мельников около экструзионной линии по производству металлополимерных труб (Санкт-Петербург, ул. Профессора Качалова)


Знакомство с китайскими производителями

Между тем, конкуренция на рынке инженерной сантехники в России стремительно нарастала. В качестве альтернативы продукции европейских фирм на российский рынок стали поступать менее качественные, но зато дешёвые изделия китайских производителей. Для изучения возможностей восточного сектора производства Павел Эдуардович побывал на нескольких китайских специализированных выставках, где познакомился с руководителями ряда наиболее перспективных заводов и посетил их производства. В ходе этих поездок он понял ряд основных особенностей во взаимодействии с китайскими предпринимателями.


Рис. 4 Павел Мельников на одной из выставок в Китае (2003 год)

Во-первых, они всегда готовы выполнить любой заказ, особенно не вдаваясь в дальнейшую судьбу произведённого товара. То есть, они готовы сделать шаровой кран за несуразно низкую цену. То, что этот кран развалится ещё до монтажа, их не волнует – ведь заказчик получил дешёвое изделие. В то же время, за разумную цену, китайцы попытаются сделать кран, ничуть не уступающий лучшим европейским образцам. И, если оснастить их современным оборудованием, это у них получится.

Во-вторых, китайские предприятия не гнушаются копированием изделий знаменитых брендов, совершенно не опасаясь обвинений в нарушении патентного права, т.к. налаженной системы защиты интеллектуальной собственности иностранных граждан в Китае, как таковой, в то время не было.

В-третьих, если заказывать какую-либо продукцию в Китае, необходимо постоянное присутствие на производстве представителя заказчика для контроля выполнения заказа. В противном случае, неизбежно последуют различные «рационализаторские предложения», которые могут изуродовать конечный продукт до неузнаваемости.

Продолжение следует